1. Журнал абитуриентам Москвы
  2. Новости вузов в Москве
Новости вузов

В ИОН РАНХиГС прошла конференция «Кириллица 2021»

14.06.2021 -

Интервью с директором Школы дизайна Екатериной Гуровой и заведующим кафедрой Сергеем Серовым.

24 мая в Школе дизайна Института общественных наук РАНХиГС прошла международная конференция «Кириллица 2021». Участники мероприятия обсудили мировые шрифтовые тенденции, творческие исследования и эксперименты в графическом дизайне, а также вопросы шрифтового развития в других странах, использующих кириллицу.

Конференция состояла из четырех тематических направлений: «О бедной кириллице замолвите слово»; «Окно в Европу»; «Экранизация шрифта и типографики»; «Дружеские связи». В конференции участвовало около 30 спикеров — зарубежных и российских. Среди них был основатель фестиваля «Typomania» Александр Васин, художник шрифта и педагог Тагир Сафаев, создатель «анатомии» по кириллице «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрий Гордон и другие знаменитости.

Директор Школы дизайна ИОН РАНХиГС Екатерина Гурова и заведующий кафедрой Школы дизайна Сергей Серов рассказали в интервью об истории создания конференции, участниках этого года и, конечно, о кириллических шрифтах.

 

— Екатерина Александровна, впервые ли проходит эта конференция? Если нет, то как возникла традиция по ее проведению и как прошло событие в этом году?

— Эта традиция существует давно. Сергей Иванович Серов проводит конференцию не первый раз: она уже проходила на разных площадках и в разных форматах. В День славянской письменности и культуры 24 мая, который отмечает ряд стран, мы вспоминаем создателей старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия и отмечаем «день дизайна». Для нас это очень важный праздник, и мы будем продолжать проводить такие конференции, фестивали и выставки в Институте общественных наук.

В этом году мы провели конференцию в совмещенном формате: часть спикеров присутствовала офлайн, а часть, включая зарубежных участников, была с нами в онлайн-режиме. Очень надеемся, что в следующем году мы встретимся с нашими зарубежными коллегами в стенах Школы дизайна ИОН РАНХиГС и проведем конференцию.

 

— Расскажите, как получилось собрать столько разных спикеров и привлечь к участию студентов?

— Идею по проведению конференции в День славянской письменности предложил Сергей Иванович Серов, именно ему удалось пригласить таких известных мэтров графического дизайна, а также привлечь студентов. Ведь конференция для всех, кто интересуются шрифтом, типографикой и графическим дизайном. Для профессионального сообщества — это время для встречи с коллегами и возможность взаимного обмена опытом. Для молодого поколения — это возможность включиться в профессиональное сообщество, получить опыт, посмотреть, как выступают ведущие специалисты в области шрифта. Студенты попали на конференцию после предзащит, когда преподаватели отметили их работы и пригласили поучаствовать.

В Школе дизайна ИОН РАНХиГС студентам дается свобода и возможность развивать как латиницу, так и кириллицу. Латиница более проработана, поэтому многие дизайнеры привыкли работать с этим шрифтом. С кириллицей работать сложнее: в ней много «пустот» для графического дизайнера. Думаю, что этим она интересна, и за ней может стоять перспективное развитие.

 

— Сергей Иванович, расскажите, как возникла идея по созданию такой конференции?

— Идея мероприятия, посвященного кириллице, пришла в голову восемь лет назад, в 2013 году. Мы решили, что День славянской письменности и культуры можно превратить в дизайнерский праздник. Потому что письменность существует в буквах, буквы — это шрифты и типографика, шрифты и типографика — это основа графического дизайна, а графический дизайн — основа дизайна. Так что теперь этот день для нас — день дизайнера.

Первое событие прошло на «Винзаводе» в формате выставки шрифтовых плакатов «Русская школа дизайна» из фондов биеннале «Золотая пчела» и Круглого стола с ведущими теоретиками и практиками графического дизайна.

Второй раз был «мозговой штурм» в Школе дизайна РАНХиГС, где прошла моя лекция и «творческий штурм» Юрия Гулитова со студентами его мастерской «Рафинад» и гостями события.

В третий раз, в 2019 году, была организована научно-творческая конференция, на которой мы рассматривали шрифтовой дизайн предельно широко: от классической каллиграфии до современных дерзких экспериментов. Также в рамках конференции мы провели два воркшопа и выставку в Школе дизайна ИОН РАНХиГС и в Культурном центре «Дом».

Отличительной особенностью нынешней конференции можно назвать размах, географию и количество спикеров: двадцать девять участников из восьми стран. Доклады и презентации шли с утра до вечера, непрерывно.

 

— Кто участвовал в конференции?

— Почти все главные авторитеты в области проектирования шрифта в нашей стране откликнулись на приглашение и приняли участие в конференции. К ним присоединилась молодежь. Например, буквально накануне на предзащите дипломных работ бакалавров направления «Современный дизайн» мы увидели проект Аллы Димаревой «Разработка генеративных шрифтов и типографики для студии татуировок» и пригласили ее поучаствовать.

За ходом конференции в онлайн-формате следили более 700 зрителей. Сегодня — особое время, когда наблюдается не просто повышенный, а шквальный интерес к графическому дизайну в целом и к шрифту и типографике, в частности.

 

— Расскажите, как были придуманы названия тематических разделов?

— Они вытекают из четырех возможных контекстов концептуального отношения к кириллице.

(1) «О бедной кириллице замолвите слово». Смысл этого названия заключается в том, чтобы, как говорят психологи, «принять» всю сложность, «неудобство» кириллицы и начать с ней работать, превращая «недостатки» в достоинства, минусы в плюсы.

(2) «Окно в Европу». Этот контекст задан привычным профессиональным отношением к проектированию шрифтов: «догнать и перегнать» латиницу. Многие века эволюции шрифтовой формы и плавного развития европейской типографики превратили латиницу в совершенную графическую систему, которая служит недосягаемым образцом для дизайнеров кириллических шрифтов, которые героическими усилиями стремятся сократить исторический разрыв. Проблемы взаимодействия кириллицы с латиницей были представлены на конференции выступлениями участников из Германии и США.

(3) «Экранизация шрифта и типографики». Третий контекст задан особенностями текущего момента, перед которыми кириллица и латиница оказались на одной черте, в равных условиях. Наступает новая культурная эпоха, формируется новая экранная культура, новые медиа, новые носители информации и образов. И какими должны быть шрифты в этой среде, как они должны вести себя — до сих пор большой вопрос. И для латиницы и для кириллицы — это одинаковый вызов времени. Взаимодействие шрифта с экранной средой — это визуальный и тактильный опыт, который не получил еще своего воплощения.

(4) «Дружеские связи». Наконец, малоизученным остается вопрос сравнительного анализа развития шрифта в странах, пользующихся кириллической письменностью. В нашей конференции впервые участвуют в общем разговоре дизайнеры из России, Белоруссии, Украины, Македонии, Чешской Республики и Черногории.

 

— Если заглянуть в будущее, то какие векторы развития кириллических шрифтов можно выделить?

— Рассмотренные тематические разделы как раз и задают возможные векторы в будущее. Графический дизайн сегодня — это горячая точка. Мы находимся на передовой развития визуальной культуры, которая вся есть — «езда в незнаемое». Мы должны экспериментировать и быть открытыми к тому, чего пока еще даже не представляем себе. Поэтому для нас, как для педагогов, принципиально важным является стремление привить студентам широту взглядов, открытость к новому, а главное — любовь к профессии.

 



Получай информацию первым!

Подпишись на новостные ленты в VK, OK, Яндекс Дзен или на почтовую рассылку.